Цитата дня

Лучший способ создать новые идеи - выйти за пределы человеческого воображения. Бернард Вербер, «Муравьи»


Видео и аудио материалы найдены в интернете в свободном доступе, представлены на сайте в ознакомительных целях.

Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам:


Следуйте путем Дхармы, проявляйте любовь и непричиняйте вреда кому бы то ни было. Это принесет великий прогресс всей нации.


ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ ЙОГИ

 

Существует много школ и течений йоги: некоторые из них – это отдельные системы со своими правилами; другие – это подсистемы главных систем; некоторые – это системы, занимающиеся отбором техник из других систем. Но лишь такая практика, которая приводит к цели – к достижению Сознания Единства, может быть классифицирована как йога.

Сейчас техники йоги делятся на четыре основные категории: Раджа-йога (включает Хатха-йогу), которая затрагивает различные формы медитации и техники очищения нервной системы;  Карма-йога – йога действия; Бхакти-йога – йога преданности; Джняна-йога – йога знания. Каждая из этих систем имеет сложную философскую и метафизическую структуру и предлагает широкий выбор практик.

Четыре основные системы йоги первоначально не были различными путями к просветлению, а представляли различные аспекты просветления:

1. Полностью просветлённый человек это тот, кто удерживает трансцендентальное сознание в своей деятельности; он есть раджа-йог.

2. Он больше не отождествляет себя со своими поступками, и в результате они находятся в согласии с Природой – карма-йога.

3. Его сердце выражает высшее просветление и любовь ко всему мирозданию – бхакти-йога.

4. И он знает на прямом личном опыте, что его истинное «Я» тождественно с остальным мирозданием – джняна-йога.

Познакомимся с этими системами ближе.

 

ХАТХА-ЙОГА

 

Термин «Хатха» символический и несёт глубокий философский смысл. «Ха» – солнце, «Тха» – луна. Это символ единства противополож-ных начал, а гармония противо-положностей и есть равновесие. Таким образом, хатха-йога – это учение о гармонии, достигаемой с помощью физических средств воз- действия на организм (диета, дыхание, асаны, гидротерапия и др.). Эта йога ведёт к физическому совершенству и благополучию, что имеет большое значение для тела, ума и духа человека. Неслучайно многие авторитетные йоги считают хатха-йогу начальным звеном духовного совершенствования.

Хатха-йога включает в себя специально подобранный комплекс доступных и эффективных тренировочных методов (асан и пранаям). Разные упражнения укрепляют разные части тела и органы, уничтожают и предотвращают определённые болезни. Пранаяма применяется для накопления энергии, очищения дыхательной системы и обеспечения клеток тела высококачественной кровью. Связь позиций тела с определённым типом дыхания усиливает скорость и эффект оздоровления во много раз, а также способствует развитию интуиции, силы воли, обретению ясности ума, улучшению памяти, быстроты реакций, укреплению самодисциплины.

Йога эта относительно безопасная, если мы соблюдаем здравый смысл. Изучать её можно самостоятельно, но желательно всё-таки иметь учителя.

 

КАРМА-ЙОГА

 

Слово "карма" происходит от санскритского корня "кри" действовать. Любое действие, как и его последствия, есть карма.В философском отношении под кармой понимают также следствия, которые были вызваны нашими действиями в прошлом. Но в карма-йогенам достаточно рассматривать кармупросто как работу.

В «Бхагавад-гите» сказано, что карма-йога это умелая работа, наука; зная, как трудиться, можно достичь наивысших результатов. Надо помнить, что смысл труда в том, чтобы использовать энергию, заключенную в уме, для пробуждения души. Наука карма-йоги учит нас работать так, чтобы наша деятельность превращалась в йогу.

Существуют различные мотивации, побуждающие человека трудиться.  Одни работают из страха, другие ради вознаграждения и третьи трудятся потому, что находят удовольствие в самом процессе работы. Действуя  подобно третьим, мы отказываемся от положительной кармы и уничтожаем отрицательную. Свами Вивекананда говорил: «Трудитесь ради труда. Есть такие люди в каждой стране... которые трудятся ради того, чтобы трудиться, не заботясь ни о добром имени, ни о славе, ни даже о том, чтобы попасть на небеса. Они трудятся потому, что знают – это хорошо.»

Карма-йога абсолютно безопасна, если человек умеет отдыхать. Каждый должен сделать свою часть работы, но также должен дать шанс высшим силам сделать свою часть работы, чтобы все сложилось, поэтому работу надо чередовать с отдыхом. Свами Вивекананда называл идеальным такого человека, который «интенсивно активен в тиши и одиночестве и кто в разгар напряженнейшей деятельности способен ощутить тишину и одиночество пустыни; он познал тайну сдержанности, он контролирует себя, он действительно познал тайну труда».

Овладевать карма-йогой можно самостоятельно, но, как ни странно, имеено в этой системе особенно важна роль учителя, потому что нередко ученик не может себе представить, как превратить свой труд в йогу.

 

БХАКТИ-ЙОГА

 

Бхакти-йога – путь достижения целей йоги через любовь к Абсолюту (Богу, Ишваре). Эта йога считается частью мантра-йоги, однако ей присущ больший эмоциональныйнакал. Нарада в своём пояснениик афоризмам бхактиговорит: «Бхакти есть сильная любовь к Богу. Когда человек обретает её, он любит всё, он не знает ненависти, он постоянно удовлетворен... Такая любовь не может быть низведена до устремлен-ности к земным целям». <!-- [if gte vml 1]> <!-- [if !vml] --><!-- [endif] -->

Бхакти-йога учит нас, что всё, что мы считаем красивым – это проявление некого высшего принципа (Абсолюта). Эта система призывает нас чувственно понять мир, утверждая, что созерцание красивого, поиск красивого – само по себе йога. Если мы настраиваем своё сознание на этот  высший принцип, мы как бы поглощаемся им, в дальнейшем человек понимает, что цель его жизни – это служение прекрасному. Это очень мощный метод, потому что через созерцание прекрасного вы естественным способом достигаете крайней степени концентрации и приближаетесь к высшему состоянию йоги – самадхи.

Однако бхакти-йога таит в себе одну опасность – это фанатизм.  Индусские, мусульманские или христианские фанатики – это почти неизбежно те, кто находится на примитивном уровне бхакти. Люди слабые и неразвитые понимают под любовью к своему идеалу ненависть ко всем другим идеалам. Но эта опасность касается только подготовительного уровня  бхакти, получившего название «гауни». Когда бхакти вызревает и достигает своего высшего уровня, проявления дикого фанатизма перестают быть возможными; душа, покорённая высшей любовью, так близка к Богу любви, что ненависть распространять не способна.

Таким образом, мы видим, что бхакти это цепочка ментальных усилий, направленных на религиозную реализацию, которая начинается с простого поклонения Богу, а заканчивается любовью высочайшей силы, обращённой к Ишваре.

 

ДЖНЯНА-ЙОГА

 

<!-- [if gte vml 1]> <!-- [if !vml] --><!-- [endif] -->Корень 'джня' соответствует корням в романо-германских и славянских язы-ках, относящимся к понятию знания. Джняна-йога ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и миру. Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, на-правляет к истинному знанию, демон-стрирует основные законы Вселенной.

Целью джняна-йоги является освобождение человеческого ума от тех ограниченных условий познания, в которые он поставлен формами чувственного восприятия и логическим мышлением. С точки зрения джняна-йоги, человек должен прежде всего научиться правильно мыслить.  Она требует особой работы по воспитанию ума. Сознание человека подготавливается к созерцанию и сосредоточению, к умению мыслить в новых категориях, в непривычном направлении и на новых планах, связанных не с внешними аспектами вещей, а с их фундаментальными принципами; прежде всего ум приучают действовать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на маловажное. Правильное мышление и расширение понятий должно привести к расшире-нию представлений, а расширение представлений, в конце концов, приведёт к изменению ощущений, к уничтожению иллюзий.

Изучая джняна-йогу, человек ясно видит, что йога не может быть только методом. Пользуясь йогой как методом, человек сам должен найти, почувствовать, реализовать те истины, которые составляют содержание философии йоги. С позиции джняна-йоги истиной для человека может быть только то, что он сам ощутил как истину. Кроме того, она учит человека, проверяя одну истину другой, медленно восходить к вершине знания, не теряя из виду точку отправления.

Джняна-йога опасна лишь одним: сильный, но неподконтрольный разум – это монстр, который мучает вас самих. Когда разум работает, он работает на вас, но когда он бездельничает, он начинает вас убивать, поэтому надо уметь совершенно управлять им, а иногда и вовсе отключать. Если вы не научитесь выключать разум, вы не проникните в высшие духовные сферы.

 

РАДЖА-ЙОГА

 

Раджа-йога это наука, основанная на господстве сознания над всеми тремя началами человека, её целью является развитие Сверхсознания и постижение с его помощью Бога. Раджа-йогу называют также "Высшей, или Царственной йогой", возможно, потому, что её практиковали некоторые царственные особы Индии.С этим фактом может быть связано и другое именование раджа-йоги – управленческая йога. Она базируется на идее, что только тот способен управлять окружающими, кто способен управлять собой. Эта йога направлена на раскрытиевсех потенциальных возможностей личности посредством методик и техник других йог, а также через овладение приёмами саморегуляции психики (самовнушение, отвлечение чувств от внешних и внутренних раздражителей, концентрация внимания и др.).

В отличае от ортодоксальных наук, раджа-йога не отрицает факты только потому, что их трудно объяснить. Она учит, чточеловек есть капелька в бесконечном океане знания и силы, который находится вне человечества. Человек во многом нуждается и многого желает, но обладает и средствами для удовлетворения своих нужд, поэтому всякий раз, как исполняется желание, как приходит отклик на молитву, они осуществляются из этой неисчерпаемой сокровищницы, а не с помощью некоего сверхъестественного существа. Нет ничего сверхъестественного, утверждает раджа-йога, в природе есть лишь грубые явления и есть тонкие. Тонкие явления это причины, грубые следствия. Грубые явления легко воспринимаются органами чувств, тонкие нет. Практика раджа-йоги помогает человеку усовершенствовать свои восприятия.

За редчайшим исключением, раджа-йогой можно без риска для себя  заниматься только при непосредственном контакте с учителем. Если  возникнет желание следовать этим путём, то учитель непременно найдётся.

 

Всякая душа потенциально божественна. Цель в том, чтобы сделать явной внутреннюю божественность. Однако не каждому из нас дано гармонично развивать свой характер в этой жизни. Благороднее всего тот, чей характер есть гармония триединства: знания, любви и йоги.  Три вещи необходимы птице для полета: два крыла и хвост, направляющий движение. Знание джняна это одно крыло, любовь бхакти другое крыло, а йога играет роль хвоста, поддерживающего равновесие между ними.

Добейтесь гармоничного состояния сознания трудом, молитвой, психическим контролем или философией одним из способов, несколькими или всеми вместе. И будьте свободны.

скачать dle 10.6фильмы бесплатно


Похожие статьи::