Цитата дня

Всякий человек, начинающий новое дело, непремнно столкнется с тремя видмами врагов. Первые думают, что вам следует заняться чем-нибудь прямо противоположным. Вторые сами хотят устроить что-то в том же роде и считают вас вором, уркавшим их идею. Они ждут не дождутся вашего падения, чтобы постараться повторить ваши действия. И, наконец, третьи — это огромная масса людей, которые сами не делают ничего, а потому враждебно относятся ко всякому нововведению и к любой оригинальной идее. Враги третьей группы — самые многочисленные и часто сильнее всех прочих упорствуют в своем стремлении помешать вам добиться успешной реализации проекта. Бернард Вербер, «Звездная бабочка»


Видео и аудио материалы найдены в интернете в свободном доступе, представлены на сайте в ознакомительных целях.

Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам:


Следуйте путем Дхармы, проявляйте любовь и непричиняйте вреда кому бы то ни было. Это принесет великий прогресс всей нации.


Индуизм


Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Термин «индуизм» был введён европейцами как религиоведческий в XIX в. Обычно под индуизмом (санскр. индумата, индусамая) понимают совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, формально чаще всего связанных с культами основных индуистских божеств Брахмы, Шивы и Вишну. Исторически термин «индуизм» означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней. До сих пор нет удовлетворительного определения, и даже объяснения, что же относить к собственно индуизму, каковы содержание и границы этого понятия.

Протоиндийская цивилизация была одним из крупных звеньев в цепи раннеземледельческих культур 4-3-го тысячелетий до н. э. Созданная дравидоязычным населением, она была высокоразвитой цивилизацией городского типа со сложной религиозно-мифологической системой воззрений, типичных для всей раннеземледельческой полосы, но в то же время отличающихся ярким местным колоритом. Целый ряд божеств и иных мифологических персонажей протоиндийцев явились отдалёнными генетическими предшественниками богов индуистского пантеона. Культы деревьев, животных, священных рек и камней, змей и созвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений - всё это засвидетельствовано в глубокой архаике и сохраняется вплоть до наших дней.

Когда с середины 2-го тысячелетия до н. э. на Индостан стали вторгаться воинственные кочевые племена ариев, то вместе с ними в Индию проник совсем иной мир религиозных верований, идей, персонажей. Последовавшая за этим миграция ариев вглубь страны привела к взаимодействию культур и религий.

Принадлежащие ариям памятники древнеиндийской словесности принято объединять под общим названием ведийского канона. Входящие в него тексты разнородны и по времени создания, и по структуре, и по смысловой направленности, и по функциям в культуре. Тем не менее в индийской традиции они рассматриваются как единое целое и считаются авторитетным священным текстом.

Священные гимны индоариев были записаны и составили четыре сборника - Ригведу, Самаведу, Яджурведу и Атхарваведу. Гимны эти сопровождали различные обряды, и жрецы создали к ним обширные ритуальные комментарии, которые, как и сами жрецы, стали именоваться "брахманами". Ближе к середине первого тысячелетия до н.э. к ведам и брахманам добавились упанишады, в которых содержалось "тайное знание" об освобождении. Упанишады, общим числом свыше 200, создавались в течение длительного периода и составили заключительную часть Вед, именуемую ведантой - название, позже перенесённое на философскую школу, основным источником которой они явились.

Затем пришло время сутр - "богословских конспектов", в которых разрабатывались как ритуальные (дхарма сутры), так и мистико-философские (Веданта сутра, Йога сутра и т.д.) аспекты религии. Наряду с этим создавался обширный эпос (Махабхарата и Рамаяна), а позднее (первое тысячелетие н.э.) возникли и пураны - стихотворные своды древних преданий. Веды, брахманы и упанишады стали называться "шрути" ("услышанное" свыше), сутры, эпос и пураны - "смрити" ("то, что запомнилось" от предков). Шрути вечны и лишь заново открываются провидцам возникающих и гибнущих миров.

Период с 3-2-го тысячелетий до н. э. по VIII-VI вв. до н. э. может поэтому считаться формативным в истории индуизма. Вся последующая культура Индии формировалась вокруг индуизма, а он отражал и продолжал древнее мировоззрение Вед.

В истории индуизма принято различать три этапа: ведизм (религия индоариев), брахманизм (ее ритуальное и мистико-философское развитие у брахманов) и собственно индуизм (сочетание брахманской "ортодоксии" и многочисленных сект). Для ведизма характерно было многобожие, которое сохранилось и в брахманизме, однако в нем за вереницей бесчисленных богов все яснее проступал единый абсолютный принцип - Брахман. В индуизме понятие Брахмана осталось, но наряду с ним развилось и представление о личном божестве - Ишваре.

Ишвара творит миры с помощью особой магической силы - майи. Процесс творения чаще всего толкуется в индуизме как игра (лила), в которой божество радостно наслаждается своей творческой силой. Мир возникает совершенным, а затем проходит через несколько стадий упадка и, наконец, исчезает вовсе в лоне всесильного божества. После этого процесс творения возобновляется. Периоды возникновения и гибели миров исчисляются миллионами лет и именуются в индуистском мифе "днями и ночами Брахмы".

Главными объектами почитания и одновременно центральными божествами индуизма стали три бога (тримурти): Брахма, Вишну и Шива.

Брахма (санскр. ब्रह्मा, Brahmā, «высший, создатель») — первый член индуистской божественной триады. Как созидательная сила, он почитается творцом вселенной. Брахма изображается в виде седого старца о четырёх ликах и четырёх руках.

Согласно одним легендам, Брахма появился из мирового яйца - в первобытных водах появилось золотое яйцо, в яйце — Брахма. Силой своего духа он разделил яйцо на две половинки, небо и землю. Затем Брахма сотворил атмосферу, первоэлементы, богов, время, планеты, горы и реки, людей с их чувствами, животных, растения и т. п. По другим легендам, засвидетельствованным в Махабхарате и Рамаяне, Брахма вышел из пупа либо из лотоса, выросшего из пупа Вишну. Немедленно по своём рождении Брахма из своего дыхания создаёт веды и весь мир, который остаётся неизменным в течении одного дня Брахмы. По истечении одного дня Брахмы видимый мир гибнет от огня, остаются в живых только божественные мудрецы, боги. На другой день Брахма возобновляет своё творение и этот процесс конечного созидания и разрушения длится 100 лет Брахмы. По истечении этого периода сам Брахма, все боги и мудрецы гибнут вместе со всей вселенной, которая разлагается на свои основные элементы.

Согласно индийскому легендарному исчислению времени, сутки Брахмы равны кальпе или 2000 Махаюг, то есть 43200 * 2000 = 8 640 000 000 земных лет.

Брахма является божеством, мало популярным среди широких кругов последователей индуизма, и во всей Индии имеется лишь один храм, посвящённый специально Брахме.

Считается, что Брахма создал озеро Манас Саровар в северных Гималаях.

Вишну (санскр. विष्णु; viṣṇu, «вездесущий» либо «предвечный») — в задачу Вишну входит сохранение, хранение. Вишну изображается четырехруким. В руках палица, чакра, раковина и лук. Вишну одет в желтые шелковые одежды и увенчан диадемой.

В одном из вариантов мифа о потопе мудрец Маркандея, спасённый Вишну, проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов. Таким образом, мир предстаёт как форма существования Вишну. Согласно другому варианту мифа о потопе, Вишну в конце каждого мирового цикла вбирает в себя всю вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающей по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. Вишну олицетворяет энергию, благоустраивающую космос. В различных мифологических и религиозно-философских системах (например, в Вишнуизме) эта энергия, именуемая Вишну, предстаёт во множестве обликов: от неописуемого абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную эмоциональную привязанность (бхакти). Вишну имеет много различных имён, связанных или с его свойствами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. Таких превращений - аватар у Вишну бесчисленное множество. Однако основных считается десять. В первых четырех он выступает в облике животных: в качестве рыбы он спасает легендарного царя Ману от потопа (индийская версия ближневосточного мифа о великом потопе); в качестве черепахи дает советы о напитке бессмертия; в облике вепря извлекает землю из вод; в облике человека-льва помогает поразить царя-демона. Это же он делает и в своем пятом обличье — карлика-великана. Остальные пять известных аватар Вишну — Парашурама (прославившийся своими подвигами воин), Рама, Кришна, Будда и мессия-Калка, приход которого еще ожидается. О Будде как аватаре Вишну упоминалось: это символ включения буддизма в систему индуизма. Воин — символ доблести и геройства. Но наиболее любимые в Индии аватары Вишну — это Рама и Кришна.

Шива (санскр. शिव, śiva, «благосклонный», «милостивый», «благой») — Бог очистительного разрушения.

Воплощением космической энергии Шивы, регулирующей мировой порядок, является его танец —   «тандава», который Шива в качестве Натараджи («царя танца») исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары. Одна из пуранических легенд рассказывает, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал покаяние, чтобы быть допущенным к танцу Шивы. По другой легенде, Шива покорил своим танцем 10 000 враждебных ему аскетов. Те вначале пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, бросившегося на Шиву, но Шива содрал с него шкуру и сделал из неё для себя накидку; они наслали на него змею и антилопу, но Шива надел змею на шею, как ожерелье, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой власть Шивы. Созидающие аспекты образа Шивы воплощены в его основном символе — лингаме – округлый эллиптический предмет – «бесформенная форма» Неизобразимого Всевышнего Бога. В «Махабхарате» (XIII 14, 33) мудрец Упаманью говорит, что знак творения — не лотос (эмблема Лакш-ми), не диск (Вишну), не ваджра (Индра), но лингам и питха – круглое основание, на котором устанавливается лингам, символизирующая проявляющуюся силу Бога, и потому Шива — верховный бог и творец мира. Согласно другому мифу, во время спора Брахмы и Вишну, кого из них почитать творцом, перед ними вдруг возник пылающий лингам необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде кабана спустился под землю, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, но оба не достигли цели. Тогда они признали Шиву величайшим из богов. Будучи богом-создателем, Шива — одновременно и бог-разрушитель; в частности, в этой функции он по преимуществу выступает в верховной индуистской триаде, где ему отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы.

 Существенным фактором индуистской идеологии был тантризм, связанный в своих истоках с древнейшим культом Великой богини-матери. В официальный пантеон богиня вошла как супруга Шивы. Вместе с ней в его культ влились и представления о шакти как об энергии бога и подлинной основе его могущества. Подобно Шиве и Вишну, богиня имеет своих преданных почитателей, которые чтят её под разными именами и используют особую ритуальную технику для духовного совершенствования.

Одними из ключевых понятий индуизма являются «атма», «сансара», «карма», «мокша».

Атман (санскр. आत्मन्, ātman, «самость, душа», высшее «я») — одно из центральных понятий: вечная, неизменная духовная сущность индивидуума. Веданта отождествляет атман с брахманом — космическим (объективным) духовным началом.

 Буквальный перевод слова “сансара” с санскрита звучит как «странствование» - реинкарнация, перерождение. По своей сущности это переселение души из одного тела (после его смерти) в другое.

Механизмом сансары является карма (“поступок”, “деяние”). Карма - это закон причин и следствий, согласно которому при преобладании хороших поступков человек получает хорошее перерождение, при преобладании плохих - плохое перерождение. Индуисты в связи с этим говорят: какова карма - такова и сансара. Если у вас хорошая карма, то будет хорошая сансара. Хорошее перерождение - это тело здорового, богатого человека со счастливой судьбой. Плохое перерождение - это тело или растения, или животного, или человека больного, бедного и несчастного. По воззрениям индуистов преступник в одной из следующих жизней становится жертвой того преступления, какое он совершил. Вор будет обворован, убийца - убит. Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю (для праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства или временных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином “нарака”. Считается, что ад имеет несколько отделений (называют следующие цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и в этой связи сторонники индуизма говорят и пишут о “семи кругах ада”. В каждом последующем отделении ада мучения становятся более сильными. Попавших в ад изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обнимать раскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на части, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом несчастные остаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончится срок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душу умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма. Второй этап загробной жизни для грешников - это попадание в последнее (чаще всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь души грешников находятся до конца “дня Брахмы” а с наступлением “ночи Брахмы” уничтожаются.

Высшей целью человеческого существования в индуизме считается освобождение (мокша). Мокша по своему существу - это слияние душ особо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство. Освобождается только джива, вернее, ее вечная сущность Атма.

Человек не рассматривается в индуизме как "венец творения". Он стоит в длинном ряду существ, одни из которых уступают ему (животный мир), другие превосходят (духи, божества). По смерти своей телесной оболочки душа (джива) может переселиться в другого человека, а может либо пасть на нижние уровни существования, либо вознестись на высшие. Ее судьба определяется законом кармы - совокупности дурных и благих дел, совершенных человеком за свою жизнь. Этот круговорот бытия (сансара) не имеет ни начала, ни конца. Даже когда мир гибнет, души переходят в потенциальное состояние, а затем "проявляются" вновь в мире возникающем.

Индуистское общество состоит из четырех сословий (варн): брахманов, кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (слуг). В реальной жизни эта структура делится на множество каст. Они сохраняют свою обособленность с помощью внутрикастовых браков и наследственных профессий. Брахманские касты прежде всего заботит ритуальная чистота. Брахманы готовят пищу и питаются отдельно, а в прежние времена вообще старались не покидать пределы Индии, боясь осквернить себя. В этом стремлении к чистоте (а, следовательно, к обособленности) им подражают и другие касты. Поэтому нарушение кастовых законов (например, в брачной сфере) карается изгнанием из индуистского общества. Вне этого общества остается, таким образом, значительное число парий - неприкасаемых.

Неравенство сохраняется и внутри самого общества. Только три высшие варны имеют право изучать шрути. В знак этого их члены в подростковом возрасте проходят специальное посвящение, и на шею им надевается священный шнур. В прежние времена такое посвящение предполагало изучение текстов шрути в доме учителя - гуру, но сейчас это случается гораздо реже. Последняя варна - шудры (а также женщины) - не имеют права на священный шнур, но могут получить другое посвящение, позволяющее вступить в ту или иную секту. Таким образом, в сектах кастовые различия снимаются, но чаще всего лишь в совместных ритуалах, за пределами которых они восстанавливаются вновь. Институт каст сохраняет свою силу и в настоящее время, хотя модернизация Индии и расшатывает его изнутри.

Современный период в развитии индуизма правомерно начинать с XVIII-XIX вв., когда началось его возрождение в деятельности реформаторских и просветительских организаций, прежде всего «Брахмо самадж» и «Арья самадж». Оно происходило под сильным влиянием европейской колонизации и было вызвано, прежде всего, столкновением традиционной индийской культуры с западноевропейской цивилизацией. Будучи гибкой мировоззренческой системой, индуизм в очередной раз приспособился к изменившимся условиям. Раммохан Рай, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош и другие видные деятели-просветители не только пересмотрели концептуальные основы индуизма, но и попытались его модернизировать, связав с развитием национальной идеи.

В центре индуистского ритуала (и храмового, и личного) остаётся пуджа - богопочитание: бога почитают либо в виде его изображения, статуэтки, иконы, либо в виде символа. Пуджа заменила основной обряд ведийско-брахманской религии - жертвоприношение (яджня). Установить число индуистских праздничных ритуалов невозможно: свои праздники есть в каждой семье, роде, касте, в каждой местности и у каждого народа, живущего в Индии. Три самых крупных индуистских праздника, которые отмечаются во всей Индии, - дасера, дивали и холи.

По числу приверженцев индуизм является третьей религией мира. Численность его сторонников в 1996 - 793 млн. человек, что составляет около 14% всего населения земного шара. Подавляющая часть индуистов сосредоточена в Индии, где они образуют свыше 4/5 населения страны. Индуисты живут и в других странах Южной Азии: Непале, Бутане,  Бангладеш, Шри-Ланке, Пакистане, Индонезии, Малайзии, Мьянме, Сингапуре, Фиджи, ЮАР, Маврикии, Гайане, Тринидаде и Тобаго, Суринаме, а также в США, Великобритании и Канаде.

Сложно отделить индийский образ мышления и жизни от храма, учреждения, на котором замыкаются все принципы индуизма. Символика индусского храма, во многом непонятная с первого взгляда, проясняется при изучении его структуры.

Сам термин храм (алаям) показывает место, где атма, индивидуальная душа, сливается с Универсальной Душой. Другими словами, это место, где эго (самость, персональность) уступают Высшему Духу, который символически представлен божеством, установленным в храме.

Агамы Шастры сравнивают храм с человеческим телом. Об этом же говорится и в Библии: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?». Так же, как индивидуальная душа окутана пятью кошами, или оболочками (аннамайя, прана-майя, маномайя, виджнанамайя и анандамайя), божество, установленное в храме (представляющее Высший Дух) также окутано пятью покровами.

1. грубое тело, построенное из материала пищи, которую мы потребляем; поэтому эта оболочка известна как Аннамая Коша;

2.  глубже располагается вся дыхательная система или система жизненных сил, известная как Пранамая Коша;

3.  следующая оболочка составляет всё умственное; это психическая оболочка, известная как Маномая Коша; эти три оболочки являются материальными в том смысле, что они созданы из тонкого или грубого видоизменения Пракрити;

4. далее, за созданным из материи комплексом находится

 оболочка понимания или оболочка знания, трансцендентальная, известная как Виджнанамая Коша; и, наконец,

5.  оболочка трансцендентального блаженства, известная как Анандамая Коша

    Физическое тело имеет пять секций: голова, шея, грудь, ноги и стопы; храм также имеет пять соответствующих секций. Архитектурные сооружения можно рассматривать как части всеобщего Божественного замысла. Изначальная скульптура (шилпа) в форме Натараджи выражает бесконечный творческий потенциал первоначальной энергии. Изначальная постройка есть гарбхагриха, область, соотносимая с изначальной энергией. Гарбхагриха (Sanctum Santorum) представляет голову; Sanctum — душу, или дживу тела; вимана над Sanctum представляет кончик носа. Ардхамандапа перед Sanctum представляет шею; Маха Мандапа — грудь; Пракары вокруг Sanctum представляет пять чувств, Палибида, где божеству предлагается пожертвование, представляет пуп; Кодимарам представляет дживадхару; а Гопура, главные ворота храма, представляет ноги. Итак, главные части храма:

1.  Гарбхагриха (Sanctum Sanctorum) содержит изображение божества.
2. Вимана располагается над Sanctum.
3. Ардхамандап располагается перед Sanctum.
4. Пракары располагаются вокруг Sanctum.
5. Гопура, главные ворота храма.

Индийский храм — отражение физической формы человеческого организма. Согласно Тирумулару, «наше тело есть храм». А в «Катха Упанишаде» сказано: «наше тело — храм Божественного».

Макромир отражен в микромире. Большой космос отражен в человеческом теле.

Sanctum Sanctorum — наиболее важная часть храма. При концентрации на сакральном изображении с соответствующими мантрами, изображение становится источником духовной силы, от которого к душе преданного течет поток милости.

Божество распологается в области лба, там, где находится третий глаз Шивы. Там же помещается священный пепел тилака.

Так же как нос привлекает прану к дживе, вимана притягивает силы космоса; это обстоятельство помогает понять важность виманы по отношению к Sanctum.

Во всех шиваистских храмах Sanctum Sanctorum матери Деви расположен там, где в человеческом теле помещается сердце.

Большой палец ноги — важная часть тела: здесь заканчиваются все нервные структуры организма. Те, кто знает искусство акупунктуры, очень хорошо представляют себе значение большого пальца ноги. В Индии при приветствии святого преданный простирается перед ним на земле и касается больших пальцев ног святых. Поэтому Раджа Гопурам рассматривается как грубое тело божества, установленного в храме. Преданные, неспособные посещать храм, считают Раджа Гопурам непосредственным воплощением божества и почитают его, где бы ни находились.

Раджа Гопурам состоит из нечетного числа платформ — 3, 5, 7, 9 и т. д. Три представляет три состояния организма — пробуждение, сон и глубокий сон, — в которых человек получает знание об окружающем мире. Пять указывает на пять чувств, посредством которых человек общается с внешним миром; семь означает ум и разум (в дополнение к пяти чувствам); девять представляет указанные ранее семь факторов + эго и сердце (причем здесь подразумевается не физическое сердце грубого тела).

      Значение входа через Раджа Гопурам состоит в том, что, когда человек входит в храм, он поворачивает свою антакарану, или внутреннее содержание (состоящее из пяти чувств, ума, разума, эго и сердца), к божеству, установленному в храме, стремясь слиться с ним.

Космический человек, персонифицированное пространство которого воплощает в членах и частях своего организма все творение, включая различные божества индусского пантеона.

Самые известные храмы индуизма: храм Брахмы в Пушкаре, храм Джаганнатха, храм Шивы Лингараджа, храм Бадри – Нараяны в Гималаях, храм Бахаи (храм Лотоса). Университет индуизма в Варанаси и храм при нём.

1 Храм Кайлаш - это пещерный храм, посвящённый богу Шиве. Находится в Эллоре, штат Махараштра, Индия. Cамый большой в мире храм, высеченный в скале.

2 Индия, Варанаси, Ритуал прошания с Гангой

3 Одним из самых известных мест, где представлены памятники стиля нагара индуистской архитектуры, является Каджурахо, в 109 милях от Джанси. Там находится около 20 храмов, сохранившихся от 85, построенных между 950 и 1050 гг. Они были обнаружены англичанами в 1840 г., но реставрационные работы начались лишь в самом начале 20 столетия. Храмы были построены царями династии Чанделла, то есть потомка Чандры, бога Луны. Храмы Каджурахо, построенные в основном из песчаника, - великолепный сплав архитектуры и скульптуры. Они расположены на открытой территории, не имеют окружающих их стен и стоят на мощных платформах, по четырём углам которых в некоторых случаях возведены храмы гораздо меньших размеров. Для храмов характерно наличие высоких цоколей с богатой резьбой, которые подчёркивают их устремлённость вверх.

скачать dle 10.6фильмы бесплатно


Похожие статьи::