Цитата дня

Каждое желание дается тебе вместе с силами на его осуществление.Ричард Бах

» » Мистические картины Рериха


Видео и аудио материалы найдены в интернете в свободном доступе, представлены на сайте в ознакомительных целях.

Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам:


Следуйте путем Дхармы, проявляйте любовь и непричиняйте вреда кому бы то ни было. Это принесет великий прогресс всей нации.


Мистические картины Рериха


Николай Рерих - художник, ученый, мыслитель, писа­тель, путешественник... За свою жизнь Николай Рерих написал около семи тысяч картин, его литера­турное наследие составляет десятки томов. Он осуществил одну из круп­нейших научных экспедиций XX века, его имя носит международный Пакт об охране памятников культуры.

Жизнь Рериха всегда была окута­на ореолом тайны: англичане считали его агентом советского правитель­ства, ОГПУ - британским шпионом, его называли «перевоплощением преподобного Сергия» и «главой ми­рового Фининтерна». Сегодня о нем нередко говорят как о мистике и спи­рите. Сам же Рерих свято верил в то, что «искусство объединит человече­ство», и всю жизнь считал, что труд является «великим очищающим и возвышающим жизненным принци­пом».

Казалось бы, время должно рас­ставить все на свои места и стряхнуть всю шелуху, но судьбе было угодно распорядиться так, что и сегодня имя Рериха окружено множеством ле­генд и домыслов, а его место в оте­чественной, да и мировой культуре до сих пор окончательно не опреде­лено. Некоторая сложность заклю­чается в том, что Николай Рерих, по­жалуй, единственный художник в оте­чественной истории искусства, истовые поклонники которого созда­ли настоящий культ любимого живо­писца и мыслителя, тиражируя ста­рые мифы и создавая новые.

«Заморские гости» - одна из са­мых известных картин Николая Рери­ха в нашей стране: ее репродукция публиковалась в школьных учебниках истории. В 1896-1900 гг. Рерих про­водил раскопки в Санкт-Петербургской, Новгородской и Псковской гу­берниях. Известно, что в Новгород он отправился по «великому водному пути». Об этом путешествии он напи­сал: «Чудно и страшно было созна­вать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко бо­гатого гостя вольные струги, проплы­вала Новгородская рать на роковую Шелонскую битву...». Именно во время этого путешествия у Рериха зародился сюжет картины, которая была написана в 1901 году в Париже. Годом позже на выставке в Импера­торской Академии Художеств карти­ну приобрёл Николай II для Царско­сельского дворца. Сейчас она хра­нится в Государственной Третьяков­ской галерее.

Меж тем жизнь Николая Рериха такова, что не требует создания ни­каких дополнительных мифов. Даже поверхностное знакомство с его дневниками и воспоминаниями близ­ких заставляет восхититься масшта­бом таланта этого человека, которого вполне уместно сравнить с титана­ми эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи и Микеланджело, - сам Ре­рих восхищался ими в юности.

Круг интересов Николая Рериха был чрезвычайно широк: с детских лет его привлекали живопись и архео­логия, история и литература. В юно­сти он одновременно учился на юри­дическом факультете Петербургского университета и в Император­ской Академии художеств, где его наставником был знаменитый художник Архип Куинджи. Уже ранние жи­вописные произведения Рериха были высоко оценены: в 1897 году его дип­ломная картина «Гонец» была приоб­ретена Павлом Третьяковым, что в те годы считалось своеобразным «зна­ком качества» - одобрение прославленного собирателя сравнивали с по­священием в художники. Насыщен­ную учебу Рериху удавалось совме­щать с занятиями археологией: с 1892 года он активно участвовал в раскопках в различных регионах Рос­сийской империи, а после окончания Академии - преподавал в Петербург­ском археологическом институте.

Многие живописные работы Ре­риха перекликаются с его литератур­ным творчеством или прямо иллю­стрируют его. Например, в книге «Боги Купуты» он писал: «В Серебря­ной Долине Великий Пастух призывал к жизни все живые существа сере­бряными звуками своей флейты. Он зовет к радости. И яблоневые, гру­шевые, вишневые, сливовые деревья откликаются на призыв буйным цве­тением. Ивовые деревья раскрывают пушистые цветы, абрикосовые дере­вья стали сиреневыми. Ореховое де­рево покрывается жёлтым цветом, и, как исцеляющий нектар, течет ароматный живительный сок деода- ров. Под яблонями, покрытыми ро­зовым цветом, вечный Кришна на своей флейте играет свои боже­ственные песни возрождения».

В 1901 году Николай Рерих женил­ся на Елене Шапошниковой, которая стала его вдохновительницей и со­ратницей, возлюбленной и «другиней». «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны носить два имени - мужское и жен­ское», - писал Рерих в 1941 году.

Судя по письмам и дневниковым за­писям, это «творили вместе» отнюдь не было красивым литературным оборотом: в основе многих картин Рериха лежали идеи и замыслы его жены. Их действительно можно на­звать соавторами: по свидетельству сыновей, «дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гар­монии интеллектуального и духовно­го выражения».

Вся жизнь Николая Рериха прошла в стран­ствиях: изучая древне­русские памятники, он объехал множество российских городов; заинтересовавшись трудами индийских мыслителей, побывал в Индии и на Тибете; про­водил археологические и этнографические ис­следования в неизучен­ных частях Азии; экспонировал свои картины в крупнейших европей­ских столицах; вел куль­турно-просветитель­скую деятельность в США... Листая его био­графию, невольно за­думываешься о том, что Рериху каким-то не­постижимым образом удалось подчинить не­умолимое время - ина­че невозможно объяс­нить, как, находясь все время в пути, он мог со­здать такое количество совершенно удивительных полотен, которые вот уже несколько десятков лет вызыва­ют восторг у почитателей искусства всего мира.

Картина «Звезда героя» иллю­стрирует древнюю индийскую легенду о чудовище и герое, победившем его. Согласно этой истории, простой человек вступил в борьбу со страш­ным чудовищем, пожиравшим лю­дей. В разгар борьбы он вспрыгнул на спину монстра и крепко схватился за торчащий гребень. Чудовище устремилось бешеным бегом, ожи­дая, когда человек изнурится. Но ге­рой понимал, что, победив чудови­ще, он спасет человечество. Держа в голове эту цель, он собирался с сила­ми. Чудовище между тем так уско­рило бег, что искры летели за ним ог­ненным хвостом, и в этом пламени оно стало подниматься над землей. И теперь, когда люди видят комету, они благодарят отважного героя, а людские мысли дают новые силы всаднику.

Надо сказать, что, встречаясь с картинами Николая Рериха, зритель оказывается перед непростым выбо­ром: с одной стороны, его работы завораживают своей красотой и ка­кой-то необъяснимой энергией, ко­торая ощущается в каждой из них, с другой - они полны символов и скры­тых смыслов, которые бывает непро­сто разгадать. Родоначальник рус­ского экспрессионизма Леонид Ан­дреев в своем эссе «Держава Рериха» писал: «Рерих может напоминать только те чарующие и священные сны, что снятся лишь чистым юношам и старцам и на мгновение сближают их смертную душу с миром незем­ных откровений. Так, даже не пони­мая Рериха, порою не любя его, как не любит профан все загадочное и непонятное, толпа покорно склоня­ется перед его светлой красотою».

Еще в юности, занимаясь архео­логическими раскопками в окрестно­стях Санкт-Петербурга, Николай Ре­рих стал задумываться о необходи­мости сохранения и защиты памятни­ков, которые передают мироощу­щение древних людей. Спустя почти тридцать лет он разработал проект «Пакта по охране культурных ценно­стей во время войн и гражданских междоусобиц», который, по его замыслу, необходим «как образова­тельный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных цен­ностей всего человечества». В 1954 году пакт Рериха лег в основу Гааг­ской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а предложенный Никола­ем Рерихом специальный флаг(крас­ная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) - «Знамя Мира», объявляющий объектом не­прикосновенности все сокровища культуры и искусства, сегодня изве­стен во всем мире.

Николай Рерих не раз подчеркивал роль, которую в его жизни сы­грала жена Елена, называя ее в своих произведениях «Ведущей». «Дружно проходили мы всякие препоны, - вспоминал он на склоне лет. - И пре­пятствия обращались в возможно­сти». Картина, на которой женщина в белых одеждах поднимается в гору, ведя за собой мужчину, стала одним из посвящений Елене Рерих.

Николай Рерих - один из немногих русских художников, действительно известных в Европе и Америке, а его картины стабильно вызывают инте­рес у коллекционеров. Лучшее свидетельство этого - результаты тор­гов, которые проводят крупнейшие мировые аукционные дома: если ве­рить многолетней статистике, Рерих существенно опережает не только всенародно любимых Репина и Леви­тана, но и входит в число наиболее дорогих русских художников.

В Москве познакомиться с карти­нами Николая Рериха можно в Тре­тьяковской галерее, Музее Востока и, конечно же, в Международном центре Рерихов.

Армен Апресян

скачать dle 10.6фильмы бесплатно


Похожие статьи::